Очередное падение ракеты-носителя означает, что российская космонавтика подошла к опасному рубежу.
В минувшую пятницу очередной российский космический корабль не смог выйти на расчетную орбиту и вместе со своим грузом – спутником связи двойного назначения «Меридиан» упал на территории Новосибирской области. Предварительной версией произошедшего назван сбой в работе третьей ступени двигательной установки ракеты-носителя (РН) «Союз 2-1б», изготовленной на Воронежском механическом заводе, входящем в Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева (ГКНПЦ им. Хруничева). Глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин уже заявил, что это служит лишним подтверждением того, что отрасль находится в кризисе и нужно срочно как принимать кадровые решения, так и что-то делать с самым «больным» звеном – производством двигателей для ракет.
Ракетный звездопад
Пуск ракеты-носителя «Союз 2-1б» с космическим аппаратом двойного назначения «Меридиан» был выполнен 23 декабря в 16.08 по московскому времени с космодрома Плесецк (Архангельская область). Он стал десятым запуском «Союза 2-1» с этого военного космодрома. Девять из них прошли в штатном режиме. Десятый упал. «В ходе запуска космического аппарата „Меридиан” с космодрома Плесецк на 421-й секунде работы ракеты-носителя в результате нештатной работы двигательной установки третьей ступени произошла авария. Космический аппарат не вышел на низкую околоземную орбиту», – отметил официальный представитель Войск воздушно-космической обороны (ВВКО) полковник Алексей Золотухин. «Это большая неприятность. Это подтвердило, что отрасль находится в кризисе. Особенно в сфере двигателестроения. Что касается аварии с военным спутником „Меридиан”, то уже сейчас могу сказать, что причина в двигателе ракеты-носителя „Союз”», – заявил РИА «Новости» глава Федерального космического агентства («Роскосмос») Владимир Поповкин, наблюдавший за неудачным пуском из центра управления полетами.
Потерять военный спутник – это, конечно, обидно. Но еще обиднее «терять лицо». Россия по праву гордилась тем, что даже после «лихих 90-х» осталась одной из основных космических держав, которая умеет строить самые надежные ракеты-носители. И накануне злополучного пуска в Плесецке стартовавший с Байконура (Казахстан) «Союз-ФГ» успешно доставил на Международную космическую станцию трех космонавтов из Росссии, Европы и США.
Однако падение «Союза 2-1б» с «Меридианом» побудило зарубежную прессу вновь задаться вопросом: «А могут ли русские обеспечить тот уровень надежности доставки космических аппаратов на орбиту, о котором они постоянно заявляют?» «С конца прошлого года российское космическое ведомство потерпело целый ряд аварий при космических запусках. Было потеряно восемь космических аппаратов, включая три спутника системы ГЛОНАСС, грузовой корабль "Прогресс М12-М", межпланетную станцию „Фобос-Грунт” и спутник „Меридиан”», – подсчитало одно из крупнейших изданий Китая «Женьминь жибао». И если так пойдет и дальше, то под вопросом окажется исполнение десятков контрактов на вывод в космос нашими «извозчиками» не столько отечественных, сколько зарубежных космических аппаратов – то есть уход из той «ниши», которую советские, а затем и российские производители ракет завоевывали десятилетиями. Один контракт на запуск с помощью наших «Союзов» европейских спутников с космодрома Куру во французской Гвиане стоит 350 млн. евро.
Непонятная конкуренция
Руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин уже заявил, что к виновным в падении «Союза 2-1б» с «Меридианом» на борту будут применены самые жесткие меры. В первую очередь, следуя логике его мысли, очевидно, это коснется производителей двигателей для ракет-носителей. Однако здесь все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в России еще со времен Советского Союза сложилось несколько обособленных центров ракетостроения. Наиболее известны из них широкой публике два – «ЦСКБ-Прогресс» в Самаре, который и делает знаменитые «Союзы», и ГКНПЦ им. Хруничева (Москва), который, в частности, делает «Протоны». Конечно, у каждого объединения есть своя «ниша» – космонавтов на орбиту, например, возят только «Союзами», а «хруничевцы» исторически специализировались на военной продукции. Но постсоветское государство, в отличие от советского, усилило элемент конкуренции между двумя производителями ракет-носителей, что порой создает двусмысленные ситуации. В прошлом году, например, «Роскосмос» провел тендер на разработку новой российской ракеты-носителя, который выиграл самарский «ЦСКБ-Прогресс» в кооперации с РКК «Энергия» (Королев) и ГРЦ им. Макеева (Миасс). По условиям тендера это трио должно было начать летно-конструкторские испытания новой РН уже в 2015 году, а спустя три года новая российская тяжелая ракета «Русь-М» грузоподъемностью 23,5 тонны (с перспективной увеличения до 100 тонн) должна была выполнить первый рейс с нового космодрома Восточный (Амурская область), который в перспективе должен был стать главным российским космодромом, в том числе с точки зрения инновационности, открытости и международного сотрудничества. Однако в апреле этого года Анатолия Перминова на посту главы «Роскосмоса» сменил Владимир Поповкин. И в октябре этого года он заявил депутатам Госдумы, что проект по разработке «Русь-М» замораживается, зато ГКНПЦ им. Хруничева в 2013 году должен начать летные испытания ракеты «Ангара», «тяжелая» модификация которой (грузоподъемностью 23 тонны) сопоставима с начальной грузоподъемностью «Русь-М». С одной стороны, это можно объяснить желанием нового руководства «Роскосмоса» сконцентрировать финансы на каком-то одном из двух проектов. С другой стороны, «Ангара» изначально, еще с середины 90-х годов прошлого века, разрабатывалась под эгидой и для нужд Министерства обороны, и для кадрового военного Владимира Поповкина это обстоятельство, видимо, играло не последнюю роль. При этом базовым космодромом для «Ангары» определен Плесецк. Что касательно космодрома Восточный, то в начале прошлой недели, ГКНПЦ им. Хруничева выиграл у ГРЦ Макеева (Миасс) и «ЦСКБ-Прогресс» конкурс на создание многоразовой ракетно-космической системы первого этапа (шифр ОКР МРКС-1), которая, по мнению специалистов, должна стать базовой и для самого перспективного гражданского российского космодрома. И опять идет речь о старых заделах «хруничевцев» – проекте многоразовой системы с повторно используемыми возвращаемыми к месту старта блоками первой ступени – проект «Байкал–Ангара». Хотя, как подчеркнули «Эксперту Online» в «ЦСКБ-Прогресс», самарский производитель ракет-носителей намерен подготовить для пусков с Восточного последнюю версию РН «Союз» – «Союз-2».
Не летит
Все, о чем говорилось, имеет непосредственное отношение к аварии «Союза 2-1б» со спутником «Меридиан» на борту и возможному дальнейшему развитию событий. Саму ракету-носитель в готовом виде делает в Самаре «ЦСКБ-Прогресс». Первые две ступени «Союзов» (маршевые двигатели) делают здесь же, в Самаре, в объединении «Кузнецов» (бывший «Моторостроитель, а еще раньше – завод им. Фрунзе), которое контролируется Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК, входит в «Ростехнологии»). Да, этому предприятию последние 20 лет тоже пришлось нелегко, но, по крайней мере, за прошлый год не было ни одного отказа в работе его двигателей, стоящих на ракетах-носителях. Третья же ступень «Союзов» делается в Воронеже, на предприятиях, входящих или контролируемых ГКНПЦ им. Хруничева – разработчиком двигателей Конструкторским бюро химавтоматики (КБХА) и серийным Воронежским механическим заводом (ВМЗ). Акции КБХА были переданы хруничевцам в августе 2009 года, ВМЗ – в 2007 году.
В итоге в российском ракетостроении сейчас складывается непростая ситуация. С одной стороны, нарушение работы моторов, изготовленных на предприятиях, входящих в ГКНПЦ им. Хруничева, за последний год привело к падению «Союза» с грузом для МКС (хотя «Роскосмос» объявил это "случайным проиводственным дефектом" и, видимо, будет объявлено основной причиной падения «Союза» с военным спутником «Меридиан». А сама хруничевская корпорация, при всем громадном уважении к этому космическому центру и людям, которые там работают, шесть лет не может поднять в воздух ракету-носитель «Ангара», четыре модификации которой станут прямым конкурентом «легкому» «Союзу», «Союзу» среднего класса и перспективной «Русь-М». Сейчас «Ангара» фактически возведена в ранг приоритетного проекта российской космической отрасли. Но первый ее пуск с космодрома Плесецк должен был состояться еще в 2005 году. С тех пор он переносился восемь или девять раз, и не факт, что если даже ракета и взлетит все-таки в 2013 году, то впоследствии она будет пригодна к эксплуатации в коммерческих целях. Тем более для стартов в Плесецке, от которого российские военные стараются держать иностранцев на расстоянии.
Однако, несмотря на это, ракетно-космическое объединение в последний год резко усилило свое влияние в «Роскосмосе». Дело не только в пересмотренных тендерах на создание новых ракет-носителей. Вчера, например, когда под Новосибирском искали куски упавшего «Союза» с «Меридианом», на официальном сайте Федерального космического агентства была размещена очень душевная заметка о том, как на Воронежском механическом заводе любовно, бережно, а главное – надежно, собирают двигатели третьей ступен ракеты-носителя "Союз". «Такое трепетное внимание к ракетному двигателю позволяет выполнять самую ответственную работу. Выводить на орбиту пилотируемые корабли и помогать космическим грузовикам „Прогресс” добраться до МКС», – говорится в сюжете телестудии «Роскосмоса».
Я абсолютно далек от мысли «сталкивать лбами» «ЦСКБ-Прогресс» и ГКНПЦ им. Хруничева и уж тем более искать как-то «злой конкурентный умысел» в авариях «Союзов», снабженных хруничевскими двигателями на третьей ступени. Ведь и «Протоны» с «Глонассами» и «Экспрессами» в этом году тоже падали, хотя и по другим причинам. нежели "Союзы". В любом случае Владимир Поповкин абсолютно прав, когда говорит о том, что необходимо срочно менять кадровую ситуацию в отрасли, где работают или «патриархи» советской космонавтики, или вчерашние студенты, которым не исполнилось еще и тридцати.
Другой вопрос в том, что при этом пока предприятия отрасли ничего нового специалистам предложить не могут. Более того, руководство «Роскосмоса» выступило с инициативой ужесточить с 1 января 2012 года правила выезда за пределы России сотрудников организаций ракетно-космической промышленности, имеющих сведения о государственной тайне. «Представьте ситуацию – один раз ознакомился с секретными сведениями и… пять лет НЕВЫЕЗДНОЙ! И сейчас из оканчивающих МАИ, МВТУ, МЭИ на закрытые фирмы приходят не более 20%, а те ,которые пришли, убегают в течение трех-четырех лет! Вот почему падают ракеты, работать некому!» - оценили эту инициативу читатели «Эксперта Online». Поэтому в обновлении, очевидно, нуждаются не только ракетные двигателестроительные предприятия страны, но и вся система космической отрасли России. Сейчас она стоит на очень важной развилке – либо пойдет по пути дальнейшей коммерциализации накопленных технологий как на рынке космического «извоза», так и на рынке космических аппаратов. Либо опять «замкнется» на чисто военных функциях, превратившись из движущей силы российской экономики в обособленный от нее сектор, куда «проваливаются» время и деньги. А коммерческие запуски при этом будут проходить под строгим контролем военных.
Сегодня вечером, кстати, «Протон-М» ГКНПЦ им. Хруничева должен вывести на орбиту коммерческий спутник NSS-14, изготовленный в США для одной из голландских компаний. Он предназначается для предоставления полного спектра услуг связи на территории Восточной Европы, Западной Африки, а также Северной и Южной Америки. А 28 декабря «Союз-2.1а» «ЦСКБ-Прогресс» должен вывести на орбиту шесть американских спутников связи Globalstar-2 для устойчивой работы крупнейшей в мире коммерческой сети спутниковой связи. Работы у обеих крупнейших российских ракетных компаний на гражданском рынке сейчас невпроворот. И каждый «недолет» коммерческого спутника будет бить по обеим компаниям.
Вадим Пономарев
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 5028 просмотров
Интересное интервью на фоне разразившегося скандала
http://www.izvestia.ru/news/519002