17 декабря 2013 года Наталья Григорьевна Баранец, доктор философских наук, провела открытую лекцию о прогнозировании будущего.
В этой встрече приняли участие сотрудники Лаборатории космических исследований.
Лекция о возможности предсказания будущего состоялась в аудитории 703 Ульяновского государственного университета, где обычно проходят заседания Учёного и диссертационного советов. Проект Научно-исследовательского центра "Устная история науки" продолжает развиваться. Видеокамера для записи выбранных событий стала почти привычной. Видеолекция Натальи Григорьевны Баранец будет представлена в этом репортаже, как только материал будет обработан и выставлен на странице Научно-исследовательского центра.
Лекция о будущем с философской точки зрения была очень интересной и познавательной. Наталья Григорьевна Баранец обработала и систематизировала обширную информацию. На лекцию пришли студенты трёх различных факультетов, у которых доктор философских наук преподаёт философию. Молодой профессор, Наталья Григорьевна нашла отличный методический приём: студенты в конце встречи сдали написанные задания непосредственно по теме лекции.
Лекция по философии продолжалась всего 20-25 минут. Но за это непродолжительное время была дана сконцентрированная, чётко структурированная в таблицах и схемах, информация. Чувствовалось, что Наталья Григорьевна хотела, чтобы студенты послушали и другого профессора, доктора физико-математических наук - Виктора Михайловича Журавлева. В конце своей лекций она почти утвердительно сказала, что вопросов нет и передала слово руководителю Лаборатории космических исследований. Позже в личной беседе, Наталья Григорьевна объяснила, что считает важным, чтобы студенты послушали увлечённых своим делом людей.
Две лекции о будущем отличались почти противоположно. Философ почти с математической точностью представил предсказания будущего и акцент был сделан, что
футурология - ужас перед будущим
Во время произнесения слов, что "в Западной Европе будущее приобрело угрожающий характер", в зал вошли опоздавшие студенты. Одна из девушек очень громко простучала через весь зал каблуками, как будто подтверждая - да, угрожает!
Физик же построил свою лекцию на эмоциональных впечатлениях. Сначала эмоции были связаны с лекцией Натальи Григорьевны: ведь в первой лекции были зафиксированы все различные направления футурологии. Но потом Виктор Михайлович смог почувствовать аудиторию и начал импровизировать в свойственном ему стиле. Основной акцент - восхищение перед будущим. Столько предстоит узнать нового, которое предсказать никто не в силах. И этим будущее привлекательно. И в конце лекции напутствие молодым людям, сидящим в зале:
Будущее зависит от вас... Для этого необходимы ЗНАНИЯ!
Выступление Виктора Михайловича продолжалось менее получаса, а вот на вопросы пришлось отвечать долго. Вопросы были интересные, видеолекция и все вопросы будут выставлены немного позже.
Виктор Михайлович обычно во время лекции задаёт свои вопросы, даже понимая, что слушатели не знают ответы. Но в этот раз нашлась студентка экологическоо факультета, которая смело, а главное, правильно дала ответы. На фотографии эта девушка (в сиреневой кофточке) после лекции уже сама задала вопросы.
В этой встрече принимал участие заведующий кафедрой философии профессор Валентин Александрович Бажанов, который вступил в поучительную для всех дискуссию с лектором.
Но всё-таки необычно много было вопросов от студентов. Есть подозрение, что Наталья Григорьевна провела предварительную беседу о необходимости задать вопрос. Но вопросы были заинтересованные, не чувствовалось отрепетированности.
Анонимный устный опрос показал различные предпочтения студентов. Одним больше понравилось чёткое изложение представлений о будущем, других увлекла фантастика мечты. Обобщил студент-эколог:
Две лекции на удивление совершенно разные, но понравились обе. Они замечательно дополняют друг друга.
Студентов отпустили на перерыв после беседы, продолжавшейся около двух часов. После перерыва слово представили сотруднику Лаборатории космических исследований Самойлову Вадиму Владимировичу. Он искренне увлечён ТРИЗ (тренировка изобретательности). Это направление Вадим Владимирович развивает давно на дополнительных занятиях со студентами и со школьниками. Об этом есть фоторепортажи на сайте. Сейчас возникло предложение Вадиму Владимировичу, что необходимо все материалы, связанные с ТРИЗ, выделить в единый проект.
Во второй части встречи были не учтены некоторые моменты. После перерыва многие студенты ушли, сдав листочки с заданием. Остались немногие. Студенты были на занятиях в университете с утра, а закончилось мероприятие уже после 19 часов.
Вадим Владимирович Самойлов тоже был очень загружен в этот день и не присутствовал на первой части. Студенты были на эмоциональном подъёме после разговоров о том, что ждёт всех в будущем. Если бы был выбран сценарий вовлечения студентов в активный процесс, как, например, получилось на занятии в читальном зале Развитие творческого воображения, отдача, наверное, была бы другой.
Но главное, что на таких стречах проверяются новые идеи, приобретается опыт сотрудничества для поиска и передачи знаний.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
и опыт, сын ошибок трудных...
Александр Пушкин
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 5400 просмотров
Научно-исследовательский центр "Устная история науки" предоставил сайту Лаборатория космических исследований видеозапись конференции "Будущее науки и цивилизации". Обработка видеосъёмки требует определённых затрат времени и вложенного труда. Поэтому видео выставлено только сегодня, 1 февраля 2014 года.
В данный момент регистрация на сайте закрыта. Если Вы хотите участвовать в работе сайта Лаборатория космических исследований (зарегистрированным участникам предоставляется больше возможностей на сайте), высказать своё мнение в комментарии, напишите о регистрации на электронный адрес: cosmos_proekt@mail.ru