Руководитель Лаборатории космических исследований Журавлев Виктор Михайлович в новом учебном году стал вести курс Моделирование гуманитарных процессов для студентов II курса инженерно-физического факультета высоких технологий Ульяновского государственного университета. В рамках этого курса записана видео-лекция Экономика знаний.
Для физиков гуманитарные предметы на фоне сложнейших курсов по физико-математическим дисциплинам воспринимаются "отдыхом". Курс Моделирование гуманитарных процессов занимает промежуточное положение.
Посещаемость лекций достаточно высокая. Но на этой лекции было всего 11 студентов. Как выяснилось позже, именно в это время проходили пересдачи экзаменов за прошлый семестр.
Студенты не были предупреждены, что лекция будет записана на видео. Некоторая скованность из-за этого была. Но вопросы студенты не боялись задавать и отвечали, когда лектор обращался к аудитории. Лекция проходила в читальном зале библиотеки.
Изюминкой этой лекции было включение в беседу Андрея Борисовича Верёвкина и Натальи Григорьевны Баранец. Это было неожиданно, но очень оживило проведение лекции. Интересные вопросы, дополнения позволили лектору импровизировать в процессе. Микрофон был установлен рядом с лектором, поэтому, к сожалению, слова других участников слышны не очень разборчиво в видеозаписи.
Баранец Наталья Григорьевна — профессор кафедры философии, руководитель научно-исследовательского центра "Устная история науки".
Верёвкин Андрей Борисович – доцент кафедры алгебро-геометрических вычислений; в центре "Устная история науки" руководитель проекта по направлению естественнонаучных дисциплин.
На следующей фотографии как раз запечатлён момент, когда Андрей Борисович Верёвкин, забыв о видеокамере, включился в процесс лекции и высказал ценные собственные суждения, за которые в конце искренне поблагодарил Виктор Михайлович.
Студенты не стушевались, что преподаватели подняли планку общения и высказывали собственные мнения.
Было заметно, что лектору очень помогает обратная связь для воодушевления.
Но лекция всё-таки была для студентов. И, конечно, важна оценка слушателей. В конце ребят попросили высказаться анонимно о лекции. Лекция немного захватила перерыв, студенты торопились на следующее занятие, но передали позже неподписанные листочки сотрудникам библиотеки. Из различных записей:
Тема лекции выбрана прекрасно. Очень занимательная беседа. Лекция была интересной, презентация познавательная. Мне очень понравилось. Лекция была увлекательной.
Вежливые, аккуратно записанные сухим канцелярским языком, слова. После этой лекции прошли семинарские занятия, на которых студенты также не проявили искренней заинтересованности к теме лекции. И на следующий день на дополнительном занятии для физиков (на видеолекции Виктор Михайлович пригласил студентов) был только один человек из этой группы, но он приходит в Лабораторию с первого курса.
Это не в осуждение. Только фиксирование фактов. Все знания, накопленные человечеством, у современных студентов в реальной постоянной доступности - смартфоне или компьютере. Экономика - где и как найти (заработать) деньги, чтобы приобрести понравившуюся вещь. Открыть материки и океаны, увидеть Землю из Космоса и далёкие миры, летать как птицы, передвигаться быстрее животных, разговаривать на больших расстояниях... всё это уже достигнуто другими.
После лекции Наталья Григорьевна, Андрей Борисович (он в это время собирал аппаратуру) и Виктор Михайлович продолжили обсуждение. Доктора философских и физико-математических наук нашли точки соприкосновения. Но рядом с ними свободное пространство-время...
Качество снимков продолжает оставаться низким, но пусть сохранится на сайте размытое изображение, как символ неясности в далёкой перспективе.
Лекция Экономика знаний записана научно-исследовательским центром "Устная история науки" 9 октября 2013 года. Инициаторы записи, исполнители и интерактивные участники встречи - Наталья Григорьевна Баранец и Андрей Борисович Верёвкин.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 5204 просмотра
Материал "Замечания по сайту" перенаполнен комментариями, и материал долго открывается. Поэтому комментарий к данному репортажу не совсем по теме, но экономика ближе всего к деньгам.
На сайт Лаборатория космических исследований по линии контактов сайта пришло письмо:
Мы боролись с размещением рекламы на сайте всеми возможными способами. После того, как скорость выставления рекламных сообщений превысила скорость удаления, было принято решение - новая регистрация на сайте только через админа. До сих пор просят регистрацию сотни пользователей в сутки.
В ответ было послано сообщение:
Это ответ админа сайта и руководителя Лаборатории космических исследований.
А как к этому предложению (получать деньги за рекламу) относятся сотрудники Лаборатории и участники сайта?
Я к рекламе отношусь крайне негативно, так как сайт научный. Ведь мы никогда не увидим рекламу на правительственном сайте, если, конечно, реклама не относится к правительству.
Если реклама будет иметь отношение к науке и притом прямое, а не косвенное, то это допустимо. Но я сомневаюсь что рекламодатели получают такие заказы! А что касается платы, то тут уже нужно смотреть, нужна ли она сайту для погашения своих издержек на провайдера, ну и в том духе. Если же нет, то зачем нужна реклама?! Размещение рекламы предусматривает обогащение и покрытие расходов, а в целом реклама надоедает и мешает пользователю. Если можно избежать этого, то нужно это сделать.
Если совершенно искренне, то была уверенность, что молодые люди точно захотят получать деньги за рекламу, особенно, если вознаграждение будет распределяться между сотрудниками Лаборатории. Значит, не на всех действует призыв "Бери от жизни всё!" Правда, мнение в комментарии открытое, на виду у всех.
Несколько лет назад на одном из ТВ-шоу было высказано вслух, что НИКТО не сможет отказаться от денег. В ответ почти все стали активно возражать. И тогда отстаивавший свою точку зрения молодой человек вытащил из кармана внушительную пачку бумажных купюр и стал разбрасывать на пол со словами: "Хватайте, кто сколько сможет!". Выскочила одна девушка и стала быстро собирать купюры на коленках с пола. Остальные стали стыдить девушку и просить не унижаться. На этой встрече присутствовал известный актёр, который сказал: "Интересно, если бы выключили свет и телекамеру, сколько человек не удержались и стали бы подбирать брошенные деньги?"