Нет, орбита появляется каждый день, и по ней также деловито катится МКС, в чём многие из нас могли воочию убедиться вчерашним вечером. Но с этого дня "словно замерло всё ..." на информационных сайтах, печатающих измеряемые элементы орбиты станции, всегда такие удивительно живые и изменчивые. Что это: перстали измерять или почему-то не сообщают? На всех известных мне сайтах с параметрами МКС уже 5-е сутки повторяется роковая дата: "13 февраля 2015 г., 07:03:34" (по Гринвичу). И на нашем сайте страничка Фундаева "Спутниковые карты", работающая в режиме "On Line", для МКС использует всё те же старые элементы восходящего узла, эксцентриситета и др.
Однако на сайте "http://spaceflight.nasa.gov", где даются расчёты параметров орбиты через сутки на 15 дней вперёд, те же элементы: наклонение и эскцентриситет,- не постоянны и кажутся случайными. Неужели они поддаются прогнозу на таком малом интервале времени? (Чем я был бы приятно удивлён.) Но 2 параметра суточной величины торможения - фиксированы. Правильно, ведь они в основном определяются непредсказуемой атмосферой.
Ладно, оставим застывшие на "чёртовой дюжине" таблицы с данными на совести авторов этих сайтов. Измерания - это дело других, и, уверен, они делаются.
Интересно и другое: в чём причина безудержного снижения высоты комплекса: не хотят (зачем?) или не могут (почему?). (Я уже писал об этом: см."Орбита теряет высоту" от 09/02/15)
Молчат? Тогда даём волю фантазии...
Взгляните на вырезку из схемы размещения модулей МСК (извините за небрежность оформления копии рисунка).
Крайним в связке модулей по продольной оси станции пристыкован грузовик ATV5. Вероятно, именно его двигатели, вектор тяги которых проходит через центр масс комплекса, использовался для корректировки орбиты. (Признаться, я не встречал описания операции "разгон-торможение".) Тогда, именно им с августа 2014 г. проведены 4 успешных подъёма высоты орбиты. Но два в октябре-ноябре (см. график) выглядят явно недо.., скажем, слабоватыми. И вот после тщетных потуг 24 ноября, с трудом приподнявших станцию на несколько сот метров, которые за пару дней, даже не облизнувшись, съела атмосфера, - двигатели грузовика "отдыхали". В эти дни темп снижения высоты определяла "госпажа Атмосфера", руководимая прихотями "его величества Солнца". Наконец, вечером 28 января ATV5 чисто, без раскачки, исправил высоту на... - 1.2 км (то ли от него ждали?). Оставался последний манёвр: коррекция орбиты перед плановой стыковкой с МКС нашего "Прогресса" 17 февраля. Но и эта попытка 11 февраля кроме дикого разброса измеряемых параметров орбиты на двухстрочных данных TLE (замучившего меня попытками подобрать усреднения для моей прграммы) ни к чему ни привела.
Через 2 дня, 13 февраля поступление новых данных на сайтах прекратилось (в том числе и продолжение графика средней высоты МКС). На следующий день скомпроментированный грузовик был отброшен от станции в "свободный полёт". Его удаление на своём первом витке я и видел при наблюдении пролёта МКС 14 февраля. На вторые сутки отработавший грузовик почил в Тихом океане...
На моих часах сейчас 14:17. 10 минут назад «Прогресс М-26М» уже вышел на расчётную орбиту. И сегодня же в 19:59 мск МКС встречает его у освободившегося агрегатного отсека служебного модуля «Звезда».
Я сейчас затрудняюсь сказать сразу, где он будет находиться во время пролёта МКС у нас в 18:42. Скорее всего - не рядом.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 3086 просмотров