Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Асы в небе. Александр Горовец.

Картинка 1 из 97

Продолжаю цикл рассказов о Советских асах Великой Отечественной Войны. В этом материале речь пойдет о летчике, совершившем невозможное по всем канонам воздушного боя- сбившем в одном вылете ДЕВЯТЬ вражеских самолетов. Имя этому летчику- Александр Константинович Горовец.

Родился 12 марта 1915 года в деревне Мошканы ныне Сенненского района Витебской области в семье крестьянина. Член ВКП(б) с октября 1939 года. Окончил 7 классов средней школы. Летом 1930 года поступил в техникум в Полоцке, но заболел тифом и вынужден был вернуться на родину. После выздоровления переехал к сестре в Витебск. Работал слесарем во 2-м Сантехстрое и одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1932 года. В 1935 году окончил Ульяновскую (да-да!) авиационную школу инструкторов Осоавиахима. Направлен летчиком-инструктором в аэроклуб города Шахты Ростовской области. В 1939 году окончил курсы командиров звеньев в Кировограде. По возвращении в Шахты стал командиром звена, затем отряда. В декабре 1939 года избран депутатом Шахтинского райсовета. Позже стал начальником летной части аэроклуба. 25 июня 1941 года вновь призван в армию. Служил командиром звена в 20-й военной авиационной школе летчиков первоначального обучения Северо-Кавказского фронта.

Приказом НКО СССР от 21 Мая 1943 года 166-й ИАП был преобразован в 88-й Гвардейский ИАП. К 5 Июля Алексей Горовец выполнил 73 боевых вылета, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 6 в группе. Не самый плохой результат, но и не самый выдающийся. Кто бы мог подумать, что последний боевой вылет лётчика станет поистине эпическим ?!

Картинка 1 из 10

Летчики эскадрильи "Валерий Чкалов"

Картинка 185 из 973

На похожем самолете летал Горовец

6 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Горовец А.К. вылетел в составе эскадрильи под командованием В.И.Мишустина на патрулирование в районе Владимировка - Кочетовка - Зоринские Дворы - Ольховатка. Когда эскадрилья после выполнения задания возвращалась назад, Горовец со своим ведомым В.Рекуновым летели замыкающими. Неожиданно их пару атаковали "мессершмитты". Прикрывая ведущего, Рекунов бросился им навстречу. В это время Горовец заметил группу из 20 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Рация (РСИ-4) на самолете Горовца, видимо, вышла из строя, и он не смог сообщить своим товарищам о появлении противника. На "лаптежник" (Ju-87D3 или D5- эти модификации появились еще в 1942 году) стандартом можно было две фугаски SC-250 и одну SC-500- уже тонна взрывчатки, готовая обрушиться на наши войска, и это только на одном самолете! Пока ведомый дрался с "мессерами", он развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщиков, которые уже заходили на движущуюся по дороге нашу колонну.

Первой же очередью сбил флагмана. Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй "юнкерс", затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредотачиваться, а Горовец все снова и снова дерзко шел в атаку. Так он сбил 8 самолетов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанес удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Картинка 12 из 1080

Строй Ju-87. Горовец не устрашился в одиночку атаковать подобную армаду.

Возвращаясь на поврежденном самолете на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырех вражеских истребителей Fw-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными- поврежденный безоружный самолет просто расстреляли как в тире. Fw-190 (А4 несет 2х20 мм пушки MG-FF, 2х20 мм пушки MG-151/20, 2х7,92 мм пулемета МG-17, А5, А-6 - четыре MG-151/20 и два пулемета MG-17 (на А8 и А9 их заменили на 13мм пулеметы "шпандау") ). Четыре "фоки". Шесть стволов на каждый, итого ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ активных ствола, ежесекундно выплевывающие минимум по 5,154 кг свинца с каждого самолета!!! Их трассы хлестанули по кабине... 

Fw-190А4. Количество стволов можете подсчитать сами.

Самолет отвесно пошел к земле. Горовец открыл фонарь и дернул кольцо парашюта (воздушный поток подхватывает купол и вытаскивает летчика из кабины, этот способ считается эффективным при срочном покидании самолета, не оснащенного катапультным креслом), но спастись не удалось- купол парашюта оторвало, лично  я думаю, потому, что снаряды с Fw-190 попали в парашютный ранец и могли перебить часть строп (такое бывало). Самолет упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землей...

Горовец - единственный летчик, сбивший такое количество самолетов в одном бою.

Представьте- на Ла-5 боезапас пушек ШВАК 170 снарядов на одну пушку. 87-ой имеет сзади турель стрелка-радиста со спаренными пулеметами MG-17. При атаке бомберы не расходятся, а наоборот, сближаются, увеличивая тем самым плотность оборонительного огня. Строй из 20-ти бомберов- 40 пулеметов!! А теперь представьте, каково это, под сорока дулами, непрерывно поливающими тебя свинцом, имея такое количество боеприпасов, хладнокровно приблизиться к плюющемуся огнем самолету и, экономя боеприпасы, поразить его, а потом, осознавая, что стрелять больше нечем- таранить врага, зная, что можешь погибнуть!

Участник боев на Курской дуге, дважды Герой Советского Союза Арсентий Ворожейкин в дни войны сбил пятьдесят два самолета противника. Кому-кому, а ему хорошо известна цена каждой победы в воздушном бою. Вспоминая дни июля 1943 года, тяжелые воздушные бои с фашистскими асами, он с уважением отметил беспримерный подвиг Александра Горовца, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Он сказал: «Девять самолетов сбить в одном бою! Мы не знали такого. Простой расчет показал, что для этого нужно произвести не менее девяти длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. А противник ведь не на привязи, маневрирует и защищается. Однако факт — упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считалось невыполнимым».

Звание Героя Советского Союза Александру Константиновичу Горовцу присвоено посмертно 28 сентября 1943 года.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.

Горовец числился пропавшим без вести, пока в октябре 1957 года жителями деревни Зоринские Дворы Ивнянского района Белгородской области не был обнаружен самолет с останками летчика. Найденные при этом авиационная пушка ШВАК (СП-20), пистолет ТТ, партийный билет №2682000, планшет с картой, удостоверение личности, письма хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве.

Горовец А.К. был с почестями похоронен в деревне Зоринские Дворы. На месте гибели возле 597-го километра шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст, а в городе Шахты на площади Свободы - памятник Герою. Его имя носили улицы в Москве, Белгороде, Витебске, Богушевске, Шахты, Витебский учебно-авиационный центр, совхоз Сенненского района Витебской области, школы деревни Мошканы и №8 города Шахты. Мемориальные доски установлены в Шахтах на зданиях аэропорта и школы №8.

Сейчас пытаются опровергнуть подвиг Александра Константиновича- "оставшись один над полем боя, лейтенант А.К. Горовец действительно атаковал группу бомбардировщиков Ju 87 и, возможно, даже сбил или повредил 1≈2 самолета противника. Однако факт уничтожения 9 бомбардировщиков в одном бою представляется плодом больше деятельности пропаганды, чем событий, реально имевших место. " - как вам такое?!

C начала 90-х годов на наш народ обрушился девятый вал дезы, что фрицы мол сбивали по 100 - 200 - 300 -400 наших самолётов (я не раз писал об этом), на самом деле всё это выдумка ведомства "усохшего арийца" (я думаю, что вы поняли, кого я имею в виду) в 1943 г. поднимавшего таким образом пошатнувшийся боевой дух немецкой армии и ныне повторяющийся попугаями - что мол наши лётчики были мальчиками для битья . Нет! И ещё раз нет!

Картинка 1 из 12

Светлая память Советскому асу Александру Константиновичу Горовцу!

Кирилл! Спасибо! Я раньше много читал о наших летчиках во время войны и мемуары в том числе. Но про этот подвиг не помню что читал. Замечательный рассказ. Спасибо.

Кирилл, спасибо за ещё одно представление настоящего Героя. Запомнились три момента:
1. Ты так яростно защищал честь летчика. Прошло столько лет, а сражение продолжается теперь уже с новыми "пропагандистами".
2. Как можно подсчитать число орудий на самолетах? Даже трудно представить.
3. Ульяновская авиационная школа, оказывается, имеет длительную историю, а об этом так мало знаем.

Да нет, это как раз просто, пушечно-пулеметные порты - это как раз заметная часть на самолетах того времени. Правда, на фотке фокке-вульфа не слишком хорошо видны верхние MG-17, но достаточно просто глянуть на фотографию с другого ракурса или просто бегло просмотреть чертежи, и все встает на свои места, или достаточно протестить кравт и авиасиме "Ил-2 Штурмовик", тогда будет еще понятнее:)
Можно проще- если Вы видите в самолете дырочку, а из этой дырочки трочит черная палочка- это и есть ствол :)
Или палочка не торчит но вокруг дырочки нагар. А если дырочек много и расположены они в ряд прямо за винтом, то это выхлопные патрубки двигателей ))))))))))))))

"защищал честь летчика" - просто восстанавливал историческую справедливость, он отдал жизнь, чтобы жили мы, в том числе и те гады, которые пишут про него теперь такое.
Недавно видел в интернете фотку- всем известная фотография, на которой наши солдаты водружают Знамя Победы над Рейхстагом, но там какая-то сволота вместо нашего знамени прилепила флаг США!!!!!!!!!! Прибить за такое мало!

В интернете ходит коллаж, в котором знамя Победы наши солдаты и танкисты водружают на горящий сенат США в Вашингтоне. Так что не расстраивайся. "Асимметричный" ответ всегда найдется

Сидел солдат,
Слеза катилась,
Играл трофейный патефон,
А на груди медаль светилась,
За взятый город Вашингтон

Это как раз подпись под той картинкой.

Но согласитесь, это все же разные вещи...

Что за картинка? Ссылку, ссылку!

Если дырочек много и расположены они в ряд - значит летчику пора покинуть подбитую машину! :o)

Эти дырочки с рваными краями =)

Возможно, мне показалось, но Александр Горовец в этом репортаже и Кирилл Чайников на личной странице очень похожи, практически одно лицо, даже ракурс выбран одинаково.

Вы серьезно?

Первая фотография в этом репортаже мне сразу кого-то напомнила, но не могла вспомнить. Потом на подсознательном уровне как-то сработало, и я стала сравнивать две фотографии на двух открытых вкладках. Сходство поразило, поэтому решила написать. Попроси посмотреть родных, знакомых, чтобы другие подтвердили или опровергли.Мне тоже очень интересно узнать.

Говорят, похож. Вы правы :)