В полете ПС-1
Вот и наступил этот день, когда человечество празднует 50-летие начала космической эры. О событии, которое произошло 4 октября 1957 года можно сказать многое. И сегодня это обязательно будет сделано. А пока мы хотели бы привести сообщение о запуске первого в мире искусственного спутника Земли так, как это было бы сделано в декабрьском (1957) номере журнала "Новости космонавтики". Если бы, конечно, журнал тогда уже выходил. 4 октября 1957 г. в 22:28:34 ДМВ (19:28:34 UTC) со стартового комплекса №1 площадки №2 Научно-исследовательского испытательного полигона №5 МО СССР совместным боевым расчетом специалистов полигона и представителей промышленности был осуществлен пуск ракеты-носителя 8К71ПС №М1-1ПС с объектом ПС-1.
Через 314.5 сек после контакта подъема объект ПС-1 был отделен от центрального блока (2-й ступени) ракеты-носителя и стал Первым искусственным спутником Земли. Радиосигналы спутника были приняты измерительным пунктом ИП-1 полигона НИИП-5 непосредственно после отделения и повторно на втором витке полета. Обработка данных наземных измерительных пунктов, выполненная в координационно-вычислительном центре НИИ-4 МО СССР, показала, что объект ПС-1 выведен на орбиту со следующими параметрами: - наклонение плоскости орбиты к плоскости экватора – 65.1°; - минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) – 228 км; - максимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) – 947 км; - период обращения – 96.17 мин. В каталоге Командования ПВО Северной Америки объект ПС-1 получил номер 2 и международное обозначение 1957-α2. Номер 1 и обозначение 1957-α1 были присвоены второй ступени ракеты-носителя, также выведенной на орбиту с параметрами, близкими к параметрам орбиты спутника. Как сообщили НК в пресс-службе НИИП-5, отключение двигателя центрального блока носителя произошло через 295.4 сек после старта по сигналу АКТ вследствие окончания топлива в баках ступени на 1 сек раньше расчетного времени. Причиной этого стал отказ системы опорожнения баков на 16-й секунде полета, который повлек повышенный расход керосина. В момент отключения двигателя центрального блока высота полета составила 228.6 км, а скорость – 7780 м/с при угле наклона к местному горизонту 0°21’. Из-за досрочного отключения апогей орбиты объекта ПС-1 оказался примерно на 80-90 км ниже расчетного, что не скажется на выполнении программы полета. Объект ПС-1 имеет форму сферы диаметром 580 мм, масса спутника – 83.6 кг. Герметичный контейнер состоит из двух полуоболочек из алюминиевого сплава толщиной 2 мм, и заполнен азотом при давлении 1.3 атм. Передняя полуоболочка покрыта экраном толщиной 1 мм, защищающим ее от внешних тепловых воздействий. Внешняя поверхность задней полуоболочки анодирована и обладает радиационными свойствами. Внутри контейнера размещены три серебряно-цинковые аккумуляторные батареи, обеспечивающие работу бортовой аппаратуры в течение 14 суток, двухчастотный радиопередатчик, дистанционный переключатель, вентилятор и сдвоенное реле системы терморегулирования, контрольное термореле и барореле. Передатчик с мощностью выходного сигнала 1 Вт работает на частотах 20.005 и 40.002 МГц через две V-образные штыревые антенны с длиной штырей 2.9 и 2.4 м. Передаваемый сигнал состоит из чередующихся импульсов и пауз, причем продолжительность импульса изменяется в зависимости от температуры внутри гермоконтейнера. Ракета-носитель 8К71ПС является модификацией полутораступенчатой МБР 8К71, летные испытания которой проводятся на НИИП-5 МО с 15 мая 1957 г. (НК №7, 1957, с.1-2). Оба варианта изделия состоят из центрального блока А и четырех боковых блоков Б, В, Г и Д, отделяемых приблизительно через 120 секунд после старта. Центральный блок оснащен четырехкамерным ЖРД типа 8Д75 тягой 74 тс на уровне моря и 93 тс в вакууме, а боковые блоки – четырехкамерными ЖРД типа 8Д74 тягой соответственно 81 и 99 тс. Для управления полетом используются качающиеся рулевые двигатели тягой по 2.5 тс: по два на каждом из боковых и четыре на центральном блоке. Система управления носителя – инерциальная. В отличие от боевой ракеты, 8К71ПС не имеет отсека системы радиоуправления, а обтекатель устанавливается непосредственно на центральный блок. С изделия также снята радиотелеметрическая система измерения быстропеременных параметров РТС-5. В связи с уменьшением массы центрального блока изменена циклограмма работы двигательной установки. Через 100 сек после старта двигатели боковых блоков переходят на промежуточную ступень тяги (60.2 тс), что позволяет задержать момент разделения на несколько секунд и провести его при меньших аэродинамических нагрузках. Двигатель центрального блока отключается без перехода на конечную ступень тяги. Эти варианты двигателей получили обозначения 8Д74ПС и 8Д75ПС соответственно. Полезный груз размещается под коническим обтекателем, верхняя секция которого сбрасываются после выхода на орбиту, и отделяется пружинным толкателем не более чем через 20 сек после отключения двигателя центрального блока. Общая длина носителя с ПН – 29.167 м, стартовая масса – 267 т. О предстоящем запуске спутника было объявлено 17 сентября на торжественном заседании по случаю 100-летия со дня рождения К.Э.Циолковского (НК №11, 1957, с.8). Подготовка ракеты и спутника в монтажно-испытательном корпусе площадки №2 НИИП-5 велась с 22 сентября. Старт планировался на 6 октября, однако по настоянию технического руководителя пуска, Главного конструктора ОКБ-1 Госкомитета по оборонной технике С.П.Королева, его было решено выполнить на двое суток раньше. 6 октября ЦК КПСС и СМ СССР направили поздравление ученым, конструкторам, инженерам, рабочим и военнослужащим – участникам создания и запуска Первого спутника. - НК.
С сайта журнала Новости космонавтики http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/news.shtml 04.10.2007 / 00:01
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 5771 просмотр