Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Научный семинар 20 января 2014 года

 

 

 

20 января в 16.30 начался второй научный семинар НИТИ в новом 2014 году.

Название доклада заранее обещало, что семинар будет необычным.

Василий Александрович Орлов заявил тему своего выступления в таком виде:

О диффузии, задаче профессора Учайкина В.В. "о сердце" и вопросе Р.Т. Сибатова о подвижности

 

 

 

Ожидания не обманули...  В конце прошлого семинара Владимир Васильевич Учайкин, в качестве аргумента приведя пример, всех взволновал и озадачил: "Представьте, что я умер".  Никто представлять такого не захотел. Но Владимир Васильевич, не обращая внимание на произведённый эффект, жестоко продолжал: "Из меня вынули сердце. А человека пронизывает такое огромное количество тончайших капилляров, что выстроившись в одну линию, они достали бы до Солнца. Чтобы заменить работу сердца, по расчётам необходим огромный насос в 6 (шесть!) кубических метров. А сердце по объёму равно сжатому кулаку человека. По известным математическим моделям сердце не может прокачивать кровь по всем сосудам и капиллярам, но ..."  В этот момент помог Дмитрий Коробко: "Но ведь живём, значит, сердце справляется!"

Вот такая постановка задачи "задела за живое" Василия Орлова и вошла в название доклада.

Спортивных соревнований в этот день не было, как на прошлом семинаре, поэтому молодые участники научного семинара почти в полном составе заполнили аудиторию.

Василий Орлов не оставался равнодушным ни на одном научном семинаре, ни к одному выступлению. Сначала стандартно, для вежливости, вопрос, а потом попытка высказать своё мнение прерывалась только лимитом времени. Василию был уже представлен один семинар для выступления, но в тот раз сорвалось дослушать до конца.

И наконец 20 января Василий Орлов получил возможность говорить, что хотел, без ограничения времени. Ведущий семинара дал заранее напутствие - подготовить обязательно презентацию, чтобы формулы и уравнения можно было оценить наглядно.

И презентация была подготовлена! Правда, потом выяснилось, что текст кто-то (не автор доклада) набрал за час до начала семинара. Слайдов было всего 8, название (видно на первой фотографии) набрано огромными буквами. Сам Василий из наглядных пособий работал когда-то только с уже забытыми "прозрачками", остальное - полёт мысли по его собственной оценке. Указки, конечно, не было, но докладчик "жил" в слайдах. 8 подготовленных слайдов многократно перемещались вверх-вниз по просьбе участников семинара для уточнения постановки задачи.

Впервые на семинаре столкнулись официальная наука и так называемая - альтернативная, выступающая с критикой фундаментальных основ современной науки. Кто следит внимательно за материалами данного сайта, мог наблюдать за острой развернувшейся дискуссией с теми, кто, критикуя сложившиеся представления о научных методах, предлагает свои собственные теории.

В отличие от авторов теорий, выставляемых самостоятельно на сайте при ранее открытом доступе и до сих пор постоянно присылаемых по линии контактов сайта, Василий Орлов получил фундаментальную подготовку в области математики и физики в Пермском государственном университете. Но представление о научном методе у него собственное:

Я готов молиться на тех людей, которые считают, что сначала надо почувствовать интуитивно. Я так воспитан.

В который раз приходится слышать от авторов новых теорий, что всё очень понятно, не надо никаких математических сложностей. Василий даже произнёс "избитую" фразу - всё гениальное просто.

Интрига завязалась, когда на очередном слайде появились формулы, и докладчик загадочно спросил: "Кто видел такое уравнение?" Этот вопрос сначала не получил должного развития. Но когда позже Ренат Сибатов открыто спросил:

- Где вы взяли это уравнение?

Василий скромно, но с заметной гордостью произнёс:

- Я получил.

Всё сразу встало на свои места. Ренат тут же сказал (и эта фраза много раз повторялась):

- Тогда вернёмся назад.

С этого момента стало ясно, что Василий Орлов предлагает своё собственное универсальное уравнение, из которого можно получить решения и для работы сердца, и диффузии любого вида, и подвижности всех частиц... Своеобразная "Теория Всего".

И стандартный набор доводов, к которым участники сайта Лаборатория космических исследований успели привыкнуть:

Что здесь смущает?  У вас будет процесс привыкания к новым формулам...  Предлагаю обучающий семинар, на котором я всё подробно докажу. А пока можете поверить мне на слово... Я думаю, что здесь всё понятно (после этих слов прозвучал сдержанный смех).

Виктор Михайлович Журавлев вначале даже пытался на листе бумаги проверять математичесие выкладки. Но так как не было никакой конкретики, проверка зашла в тупик. На вопрос: "А куда исчез интегральный оператор?" Василий смело ответил:

-  А это домашнее задание для профессоров. Уравнение, которое я написал, будет выполняться всегда!

Этот научный семинар продолжался больше двух часов. Как Дмитрий Александрович Коробко не пытался направить семинар в русло регламента - сначала выступление до каких-то окончательных выводов, а только потом вопросы, такой сценарий не удалось обеспечить. Даже непривычное в этом коллективе обращение Господа! не помогло. Но Василию Орлову дали возможность сказать всё, что он хотел донести аудитории.

Все по очереди пытались указать на ошибки в самой постановке задачи, надеясь на понимание разумных доводов. Напомнили слова Эйнштейна: "Математика - лучший способ водить себя за нос". Не подействовала и фраза: "Математики убили бы за такие преобразования". Физики, вероятно, добрее. Они терпеливо воспринимали информацию, даже драки не было.

Уже привычный от создателей новых теорий, подобный вывод произвучал и от Василия Орлова:

Можно обратиться к аналитике и ответить на ВСЕ вопросы без всяких численных методов!

Но основная тактика Василия Орлова - всё-таки критика расчётов, проделанных другими. В этот раз основной удар был направлен на Рената Сибатова по его более раннему выступлению на семинаре, Был брошен упрёк, что вывод не убедителен. Василий сказал, что прочитал работу Рената Сабитова (одну), и даже носит её в своей сумке. На фотографии как раз запечатлён момент поиска научного журнала в сумке на столе, но журнала странным образом не оказалось.

Ренат Сибатов выдержал эмоциональный натиск очень достойно, но как убеждать интуицию? Ведь Василий Орлов не рассчитал ни одной конкретной задачи до готового результата.

- Я пишу в стол.

- Покажите этот стол.

- ...

Наверное, этот семинар поучительный. В какой-то степени он стал итогом взаимоотношений с авторами, критикующими современную науку, на сайте Лаборатория космических исследований. Конечно, основы Науки подвергались и подвергаются переосмыслению. Но доводы должны быть убедительными для всех.

Классический, наиболее известный пример - Альберт Эйнштейн. Он сначала решил проблемы  фотоэффекта, над которыми бились почти 25 лет лучшие умы. Уравнение Эйнштейна и революционное представление света потоком квантов не только объяснили законы фотоэффекта, но и стремитеьно продвинули науку вперёд, тут же получив экспериментальное подтверждение. Без этого признания, что в физике появился новый гений, на теорию относительности Эйнштейна никто бы и внимания не обратил, посчитав его просто сумасшедшим.

Довелось держать в руках теорию, в которой излагалось построение нашей Вселенной. Поразила особая аккуратность отпечатанной работы, без единой ошибки и опечатки, с каллиграфически выполненными рисунками, но без формул. И по качеству оформления, и по объёму, видно было, что труд вложен огромный. Автор - рабочий судоремонтного завода. Когда автор услышал слова уважительного одобрения своей деятельности, он тут же сказал, что передаёт свою работу в дар: "Я сделал, а вы продвигайте, чтобы все узнали, как в действительности устроен наш мир. Претендую только на авторство, можно без вознаграждения".

Рабочему простительно не знать, какие сложности возникают, чтобы "продвинуть" самую маленькую новую идею и убедить рецензентов научного журнала хотя бы напечатать. Каждый должен пройти путь признания самостоятельно. В физике и математике остаётся жёсткий отбор на истинность. И научный семинар - первый барьер на этом пути.

На конференции в Калуге космонавт Владимир Джанибеков рассказал, что один инженер обратился к нему с просьбой оценить его техническое изобретение для космической отрасли. Космонавт попросил переслать по электронной почте. В ответ услышал, что тот не умеет пользоваться компьютером и нет своей электронной почты. Джанибеков с искренним возмущением отметил, что не может настоящий инженер  (2011 год) не овладеть основными компьютерными технологиями.

О каких новых научных методах можно утверждать для докторов физико-математических наук, если до сих пор не освоено простое умение подготовить презентацию? Ведь критикуется опубликованная  в известном научном журнале статья, прошедшая ответственное рецензирование редактора.

Критиковать можно и даже необходимо. Есть известные критики, например, Виссарион Белинский. Он писал критические статьи, представляющие обзор литературы от Ломоносова до Пушкина и Лермонтова, при этом сам не являясь писателем. Но критика Белинского пережила века и изучается до сих пор.

Гораздо лучше и убедительнее выразил отношение к выступлению Владимир Васильевич Учайкин. Выяснилось, что ещё в 1998 году была сделана совместная работа, причём идею предложил именно Василий Орлов, но математические расчёты проделали другие соавторы. С тех пор прошло 15 лет. За это время предложены новые математические модели, в которых совпадение с экспериментальными результатами совпадает до третьей значащей цифры после запятой. И обращение лично к Василию:

А откуда Вы знаете, что Ваши предполагаемые интуитивные результаты совпадут с экспериментом? За какую значащую цифру Вы можете поручиться?

Самое главное, каким тоном были сказаны эти проникновенные слова: спокойно, доброжелательно, но с выстраданной болью за будущее науки.  Сейчас кажется неслучайной задача профессора Учайкина В.В. "о сердце" в названии выступления. Больше 50 лет Владимир Васильевич посвятил научным исследованиям и преподаванию студентам. Были периоды, когда зарплата профессора была  небольшой, да и ту задерживали надолго. А научная работа практически не оплачивалась, научные гранты появились не так давно. К тому же получить гранты  и отчитаться по установленным многочисленным схемам, тот ещё труд.

Если вкладывать в научную работу добросовестность, ответственность за результат, всё свободное время и силы, то сердце и вынуждено работать с максимально возможной перегрузкой вопреки всем математическим моделям и законам. Без самопожертвенного преданного отношения к науке открытий не сделать.

С некоторым снобизмом прозвучали слова Василия Орлова в конце семинара:

Есть море молодых, которые могут посчитать.

Во-первых нет этого моря, к сожалению. А во-вторых, те, кто может математически мыслить, предпочитают доводить до результата собственные идеи.

Фотографии: Павел Миронов.

Фотографии отличные: отражены все важные моменты научного  семинара. От руководителя Лаборатории - благодарность.

Вариант фоторепортажа с другого ракурса на сайте НИТИ.

На семинаре чувствовалось некоторое пренебрежительное, насмешливое отношение к работе докладчика, но никто не сказал, что работа не верна и не указал на место где есть ошибка, тем более в конце был получен уже известный результат. Похожее было на семинаре, где выступал О.Н. Гадомский, там тоже так никто и не сказал что же в работе не так.
На сколько я помню Виктор Михайлович получил в расчетах то, чему просил поверить докладчик.

На семинаре чувствовалось некоторое пренебрежительное, насмешливое отношение к работе докладчика, но никто не сказал, что работа не верна и не указал на место где есть ошибка, тем более в конце был получен уже известный результат. Похожее было на семинаре, где выступал О.Н. Гадомский, там тоже так никто и не сказал что же в работе не так.

Замечание интересное. Однако хотелось бы понять только, а что собственно поняли из доклада участники семинара, особенно, молодые? То что был получен известный результат? А теперь постарайтесь по результатам выступления сформулировать - какой именно известный результат был получен в результате данной работы? То что, некоторый оператор коммутирует с другим (то что я и проверял) - это не результат этой работы. Это лишь условие выполнения некоторых преобразований, т.е. корректности вычислений. Без этого в работе было бы смысла ровно ноль. Странно, что сам автор явно это не проверил.

Под известным результатом я имел ввиду формулу для подвижности. Мне в выступлении многое было не понятно: свойства, которые приписывались операторам с самого начала, но так и не было доказано что они будут ими обладать, многие расчеты были опущены, что то не доведено до конца и проч. Я просто хотел сказать, что на докладах, где результаты вызывают сомнение или кажутся странными , было бы интересно узнать в чем же ошибка, но наверное на этом докладе это было сложно сделать.

Спасибо, уважаемый morozovvitm за такой долгожданный комментарий. Благодарность и просто по факту, и за новое направление размышлений, и возможность понимания участников семинара.

Мне лично не показалось отношение неуважительным к докладчику. Наоборот, никому столько не уделялось внимания. Да, аспиранты (уже после семинара) высказали отрицательные отзывы, но в процессе они не смогли вникнуть в содержание проблемы. Те же, кто пытались разобраться, вели себя достаточно тактично.

никто ... не указал на место где есть ошибка

Чтобы указать ошибки в первоначальных идеях, надо провести расчёты до окончательного результата и проверить экспериментально. На это иногда может потребоваться целая жизнь: вечный двигатель, теплород, эфир... Должен доказывать истинность своих идей тот, кто их предлагает.

"Планетарную" модель атома отрицали практически все, опираясь на научные представления того времени. А Нильс Бор два года потратил, чтобы получить доказательства новой теории, которые сразу же были проверены экспериментально. А сколько идей так и остались в зависшем состоянии, невозможно оценить. "Обещал - ещё не женился."

С искренним смехом вспоминается фраза:

И к Василию никаких претензий: он защищал Науку!

И еще много чего услышанного на этом семинаре и после него.

Субъективных мнений должно быть много, чтобы найти истину или хотя бы узнать мнение большинства. Главное, что началось обсуждение. Это лучше, чем молча присутствовать. Можно высказать своё личное мнение на семинаре, написать комментарий на сайте или анонимно оставить суждение на семинаре. Возможно, есть и другие варианты для увеличения к.п.д. научного семинара.

P.S. За комментарий, даже в полунамёках, спасибо.

С искренним смехом вспоминается фраза:

И к Василию никаких претензий: он защищал Науку!

Честно говоря, даже не сразу вспомнилось, откуда эта "цитата". Могу добавить аргументы.

Держать удар надо было на семинаре или после, но по существу претензий. А сейчас искренний смех воспринимается, как переход на личности: если тот, кто критикует, и сам оказался под критикой, то не стоит и обращать внимания на замечания.

Если Алексей Навальный и сам небезупречен, то это не означает, что его обвинения высоких должностных лиц в коррупции несправедливы.

Это не переход на личности - это правда, на которую, как известно, не обижаются. Претензий много как к докладу, так и к системе оценки выступающих, на мой взгляд, очень сомнительной. В общем, я Вам еще в понедельник вживую об этом говорил.

По хорошему, на сайте нужно выставлять фотоотчет с семинара с основными тезисами и выводами доклада без всякой философии на тему "Докладчик живет в теме", "С точки зрения восприятия" и т.п. Несмотря на очень интересные отчеты на сайте, думаю, со стороны так будет выглядеть солиднее, и никто не будет друг другу перемалывать косточки. Их и так отменно "обрабатывают" во время семинара.

на сайте нужно выставлять фотоотчет с семинара с основными тезисами и выводами доклада без всякой философии...

Поддерживаю это предложение. Особенно, если проявится автор таких фотоотчетов на сайте.

Тогда давайте этим автором буду я. Во всяком случае, могу хотя бы попытаться кратко законспектировать основные мысли доклада и выставить на сайт или отправить Вам по почте.

Лучше сразу выставить свой отчет самостоятельно на сайт без посредников. Для этого и создавался сайт Лаборатория космических исследований для всех сотрудников.

Когда произошла смена активного (на сайте) состава Лаборатории, необходимо было поддерживать "живучесть" сайта, который, например, в поисковой системе Яндекса занимает уже 5 первых строчек.