Наконец сбылось то, о чем на заседании Академии российской космонавтики им. К.Э.Циолковского обсуждалось еще лет десять назад!
По сообщению РИА Новости "Роскосмос" и петербургское конструкторское бюро "Арсенал" 10 декабря 2020 года заключили контракт на разработку аванпроекта "по созданию космического комплекса с транспортно-энергетическим модулем (ТЭМ) на основе ядерной энергетической установки, который планируют завершить к июлю 2024 года. Данный модуль носит название Нуклон и представляет собой межорбитальный буксир, способный в течение примерно 10 лет без перегрузки ядерного топлива производить перемещения космических аппратов различного назначения с низкой орбиты на более высокие. Сама же энергетическая установка в дальнейшем должна будет служить основой для маршевой энергетической установки и обеспечения энергией пилотируемых аппаратов для полетов к Луне, Марсу и далее.
Первый эскизный проект примерно 2009 года выглядел так:
и основывался на способе капельного охлаждения атомной энергетической установки. Это была одна из центральных проблем всех проектов ядерных ракетных двигателей и энергетических установок. Излишек тепла от реактора в космосе можно отводить либо за счет теплового излучения, либо за счет сброса массы нагретого вещества. Последнее мало пригодно, поскольку требуются большие запасы вещества, что возвращает проблему дальних космических перелетов к исходной точке, связанной с ракетами на химическом топливе. В данной разработке задача решена другим способом.
Проект вступает в завершающую стадию. В интернете появились видеоролики, которые достаточно подробно описывают проект:
Есть фотографии из сборочных цехов "Арсенала":
Если проект будет осуществлен в указанные сроки, то российская космонавтика получит явное преимущество в освоении дальнего космоса перед другими странами и, в особенности, перед проектами NASA. Тем не менее остаются проблемы радиационной защиты самих космонавтов и радио-электронно- и другой аппаратуры от воздействия космического излучения, а также длительного пребывания космонавтов в невесомости. Но эти проблемы, хотя бы частично, уже решены.
Хочется в дополнение к этому сказать, что еще в СССР были получены первые успешные результаты разработки ядерных космических энергетических установок. Это проекты ТОПАЗ, РД-410. Кое-что о проекте ТОПАЗ сообщалось на нашем сайте еще в 2010 году. Это была перепечатка одного интервью профессора Юрия Сергеевича ЮРЬЕВА электронному изданию AtomInfo.Ru.
О проекте РД-410 можно найти информацию в интернете.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 2575 просмотров
Мнение большинства, кто узнал о проекте "Нуклон", мягко говоря, скептическое. Но новость всё-таки выставили на сайт.
Во-первых, порадовать Георгия после его обращения к Дмитрию Олеговичу.
Во-вторых, zhvictorm принимал личное участие в заседании Академии российской космонавтики им. К.Э.Циолковского при обсуждении проекта, который в те времена обозначался как межорбитальный буксир.
Спасибо всем труженикам космической отрасли! Молодцы!
Порадовали, так порадовали! Теперь 700-тонная "Ангара-А5" может вывести на высокую почти геостационарную орбиту (~36 000 км) 25 тонн полезной нагрузки, а дальше "Нуклоном" под уклон прямо к Луне, для начала. Медленно запрягаем (предыдущий запуск "Ангары" был в 2014г), но быстро едем (он сказал "Поехали..").
А главное, что мы теперь летаем на "керосинке", извините, керосине вместо гептила. Кстати, требование отказа от гептила было причиной ссоры и серьёзного разрыва отношений между С.П.Королёвым и талантливым конструктором ракетных двигателей В.П.Глушко из-за нежелания последнего отказаться от эффективного, но очень ядовитого гептила. А затем эта размолвка между Главными Конструкторами негативно отразилась на нашей лунной программе 60-70 годов, когда установили на нашей "лунной" красивой ракете "Н-1"массой в 3000 тон (аналогичной массе американского "Сатурна-5"), двигатели другого конструктора и из-за обычной для тех времён спешки не проводили 100% проверки стендовыми испытаниями всех 32 двигателей, красиво расположенных по кругу широкого основания конической ракеты. После неожиданной смерти прооперированного Королёва, все 4 запуска "Н-1" оказались неудачными, особенно второй запуск, когда ракета чуть оторвавшись от земли, рухнула на стартовый комплекс и сожгла его, что сильно сорвало сроки реализации программы.
В итоге, лунную программу остановили, а оставшиеся готовые ракеты уничтожили (как и в США после команды прекратить лунное шоу) при новых Главных Кострукторах Мишине, Глушко, которые не стали по разным причинам особо бороться за продолжение отечественной программы высадки человека на Луну. Такая вот печальная история с нашей лунной программой.
Сегодня у нас космический прорыв и можно поздравить всех с наступающим Новым Годом!
Георгий 14.12.2020г 23ч.05м. Время Моск.
Уважаемый Георгий!
Спасибо за вашу искреннюю радость.
Интересен и экскурс в историю советской космонавтики.
К сожалению, в предыдущем сообщении в спешке допущена неточность по соответствию выводимой массы полезной нагрузки ракетой "Ангара-5М" и орбиты вывода для неё. Уточняю.
"Забрасываемый вес на низкоорбитальную орбиту 24,5 тонны, а вот на геостационарную - 4,6 тонн" (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ангара-А5)
Далее выдержка по поводу геостационарной орбиты.
"Геостационарная орбита (ГСО) — круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты), находясь на которой, искусственный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси. В горизонтальной системе координат направление на спутник не изменяется ни по азимуту, ни по высоте над горизонтом — спутник «висит» в небе неподвижно. Поэтому спутниковая антенна, однажды направленная на такой спутник, всё время остаётся направленной на него. Геостационарная орбита является разновидностью геосинхронной орбиты и используется для размещения искусственных спутников (коммуникационных, телетрансляционных и т. п.).
Спутник должен обращаться в направлении вращения Земли, на высоте 35 786 км над уровнем моря. Именно такая высота обеспечивает спутнику период обращения, равный периоду вращения Земли относительно звёзд (Звёздные сутки: 23 часа 56 минут 4,091 секунды)." (https://ru.wikipedia.org/wiki/Геостационарная_орбита)
"Она летает, черт возьми!!!" - так эмоционально глава госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин прокомментировал в Twitter второй в истории пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".
Как любят шутить двигателисты: «Был бы двигатель, тогда и бревно полетит».
Георгий. 15.12.2020 23ч45м. время Моск.